Смысл этого раздела единобожия заключается в том, чтобы характеризовать Всевышнего Аллаха теми именами и качествами, которыми Он Сам Себя охарактеризовал или которыми охарактеризовал Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Подтверждая все эти качества и отрицая все то, что противоречит им.
Поэтому мы подтверждаем из атрибутов Аллаха то, что Он утвердил Сам для Себя, или утвердил Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). И отрицаем все то, что отрицает Аллах в Себе, или отрицал Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
Все качества Всевышнего Аллаха мусульманин обязан принимать, остерегаясь четырех вещей:
1) Без представления какой либо формы.
То есть без того, чтобы представлять себе каким образом выглядят Его качества. Например, мы знаем, что Всевышний Аллах видит и слышит, но не знаем каким образом. Потому что форма и образ является сокровенным знанием, и представление атрибутов Аллаха станет лишь ложной и опасной иллюзией.
2) Без сравнения или уподобления кому-то или чему-то.
То есть без того, чтобы сравнивать качества Всевышнего Аллаха с качествами Его творений или, наоборот, сравнивать качества Его творений с качествами Аллаха. Например, мы знаем, что Аллах возвышается над Троном, но нельзя это сравнивать с человеком, сидящим на стуле или на кресле. Также мы знаем, что у Аллаха есть Руки, но нельзя сравнивать их с руками каких-либо творений Всевышнего Аллаха.
3) Без искажения и изменения качеств Аллаха.
А именно - изменяя смысл слов Всевышнего Аллаха. Например, калиматы изменяют смысл аята: «Милосердный возвысился над Троном», говоря: «Он овладел Троном».
4) Без отрицания качеств Аллаха.
Всевышний Аллах сообщил нам о Своих качествах, и мы обязаны принимать их, не отказываясь и не отрицая их, как это делают такие течения, как му'тазилиты, которые подтверждают имена и отрицают атрибуты и говорят: «Аллах, Слышащий без слуха и Видящий без зрения».