В прошлом посёлок Лесная Волчанка при р. Волчанка. В источнике 18 в. гидроним записан в формах Валча, Волча, что позволяет предполагать его дорусское происхождение, а появление формы Волчанка результатом русской адаптации непонятного названия.
В 1859 г. партией золотоискателей обнаружены бурые угли в верховьях р. Малая Волчанка.
В 1890-х гг. началась разведка и изучение Волчанского угольного месторождения.
С 1900 г. известна д. Лесная Волчанка.
В 1902 г. в Лесной Волчанке шахтным способом добывался уголь для нужд Богословского медеплавильного завода. Вскоре работы были приостановлены.
В 1942 г. для обеспечения нужд Богословской ТЭЦ — источника электроэнергии строящегося алюминиевого завода заложен первый угольный разрез объединения «Вахрушевуголь». Стройка имела название «Волчанстрой НКВД» и первоначально велась силами рабочих Базстроя: трудармейцами (сосланными сюда со всей страны немцами), заключенными Богословлага, позднее — военнопленными. Одновременно со строительством разреза возник пос. Северный.
В 1944 г. получен первый энергетический уголь.
В 1950–1960-е гг. открыто еще пять угольных разрезов.
25 января 1956 г. пос. Лесная Волчанка преобразован в город Волчанск; старое название сохранено за железнодорожной станцией.
В 1966 г. Волчанск отнесен к категории городов районного значения.
В 1969 г. начал работу Волчанский завод товаров народного потребления.
В 1970 г. Волчанский завод ТНП становится филиалом ПО «Уралвагонзавод».
С 1974 г. Волчанским заводом освоен выпуск бытовых и автомобильных газовых баллонов.
17 декабря 1995 г. состоялся местный референдум по определению границ и структуры органов местного самоуправления муниципального образования город Волчанск. [2]
Волчанск является самым маленьким городом в России, в котором есть собственная действующая трамвайная линия. Волчанский трамвай действует с 31 декабря 1951. Общая длина действующей линии около 7 километров http://vkontakte.ru/photo-14186959_147423736