Страница посвящена русскому поэту, переводчику, критику, публицисту, главному редактору журнала "Наш современник" — Станиславу Куняеву. Поэту — в первую очередь. Пусть Станислав Юрьевич уже не пишет стихов — лучшее из написанного им более чем за тридцать лет с конца 50-х по начало 90-х годов прошлого века заслуживает внимания, занимая своё особое место в истории русской литературы, русской национальной поэзии.
Станислав Куняев создал свой поэтический мир — что удаётся далеко не каждому автору хороших стихов. В этом, может быть, и есть главное отличие поэта от сильного стихотворца. В мире поэзии Куняева органично соединяются Русь Надвременная и Россия XX века, "пространства бездонные" родной земли и малая родина (г. Калуга), Сибирь, Москва, вся Россия со своими просторами, "где борются север и юг"...
Станислав Куняев по праву может быть назван одним из лучших гражданских поэтов России. Здесь, однако, следует оговориться: гражданственность поэзии Куняева не имеет ничего общего с "публицистическим разгильдяйством" (А. Блок) в стихах иных его ровесников и современников по эпохе. Гражданственность наружная, показная, стала уделом многих стихотворцев в минувшем столетии...
Кто там шумит: гражданские права?
Кто ратует за всякие свободы?
Ведь сказано: "слова, слова, слова"...
Ах, мне бы ваши жалкие заботы!
— в сердцах восклицает поэт, как бы в ответ на фальшивый пафос и истошные выкрики этих умельцев. Гражданственность его поэзии — принципиально иного рода. Впору процитировать слова выдающегося литературоведа, историка и мыслителя XX века Вадима Кожинова: "Открытая гражданственность целого ряда зрелых стихотворений Станислава Куняева <...> была лично пережита всем существом, была поистине выстрадана на долгом пути поэта".
Надо мужество иметь,
чтобы золото тревоги
в сутолоке и в мороке
не разменивать на медь...
Не случайно Станислав Куняев ещё в конце 50-х годов написал ставшие знаменитыми строки:
Добро должно быть с кулаками,
добро суровым быть должно...
В куняевских стихах ощутимы мощь, резкость голоса, весомость высказывания, "тайная сила простора". Критика долгое время относила его поэзию к направлению, получившему название "тихая лирика", выделяя поэта как одного из ведущих её представителей. Но такие могучие русские творцы как Станислав Куняев, Глеб Горбовский, Юрий Кузнецов лишь условно могут быть названы "тихими лириками" — в громоподобных раскатах их голосов обрела поэтическое звучание целая эпоха, к которой определение "тихая" едва ли может быть применимо...
Однако и от "тишины" никуда не
деться: она звучит, переливаясь, в стихах многих русских поэтов, и Куняев не исключение в этом ряду (однако и тишь у него "тревожима ветром", почти неуловима, каждую минуту готовая уступить "бессвязному шуму" жизни):
...Ветер небесный
тревожит родимую тишь,
и ты под сверкающей бездной,
как мальчик, в пространство глядишь.
* * *
Ещё в 1964 году Станислав Куняев писал:
Надо мужество иметь
не ссылаться на эпоху,
чтобы Божеское Богу
вырвать, выкроить суметь.
Это мужество всегда сопровождает поэта — как в его стихах, так и в многочисленных литературоведческих и исследовательских работах.
Умение, не ссылаясь ни на что, смотреть правде в глаза, "выкраивая" тем самым "Божеское Богу" — одна из основных черт Куняева-человека и Куняева-художника.
Читатель, готовый "потрудиться разумом и сердцем" (В.Кожинов), сам сможет убедиться в правоте прозвучавших выше оценок, открыв для себя мир поэзии нашего современника, русского поэта Станислава Куняева.