Шәжәрә — башҡорттарҙың һәм ҡайһы бер башҡа төрки халыҡтарҙың ҡәбиләләр һәм ырыуҙар яҙмаһы, генеалогияһы. Ислам динен ҡабул иткәндән һуң башҡорттарҙың генеалогик яҙмалары «шәжәрә» тигән ғәрәп һүҙе менән атала башлаған, һүҙмә-һүҙ тәржемәһе «ағас» тигәнде аңлата, ә мәғәнәүи тәржемәлә — «ырыу яҙмаһы». Борон заманда беҙҙең олатайҙарыбыҙ ырыу – ҡәбиләне, нәҫел – нәсәтте, ата-бабаларҙың исемдәрен ағас рәүешендә тармаҡландырып яҙа барған. Ағас боронғо башҡорттарҙа һауаны, ерҙе, ер аҫтын берләштереүсе билдә булған. Шул уҡ ваҡытта халыҡтың тормошонда сағылдырған. Тамыры – үткәнебеҙ, олоно – бөгөнгөбөҙ, тармаҡ – ботаҡтары – киләсәгебеҙ.Һәр ағас, әлбиттә фәҡәт үҙ тамыры аша ғына һут ала. Ағас ни тиклем нығыраҡ һәм тәрәнерәк тамырланһа – шул тиклем мулыраҡ һут ала, нығыраҡ, сыҙамлыраҡ, сифатлыраҡ була, ҡуйыраҡ тармаҡлана бара.
Происхождение деревни Шадыгаево (до 30-х годов территория Баймакского, ныне - Абзелиловского района).
Деревня Шадыгаево была расположена в живописном месте юго-востока Ирандека. Находящуюся рядом с деревней гору называли Совьей ( по-башкирски Өкө тауы ). На горе растёт сосна. Девушки привязывали к её ветвям ленточки, а детвора из смолы сосновой коры делали жвачки.(ҡарағас һағыҙ). Речка, протекающая возле деревни мелкая , но с кристально чистой водой. Деревня была маленькой, в ней насчитывалось не больше 20 домов. Происхождение деревни не связано с именем человека, а, скорее всего, с названием реки Сазы (по легендам Баяс батыр , Баяс http://www.bashskazki.ru/) или реки Шады.
Сазы+гай(хай)-значит, мелкая или Шады-гай(хай). Возможно, основатели деревни пришли с тех мест, где была большая река Шады или Сазы (из истории песни Сазы-река или Разорение. БНТ песни , том 8, где говорится, что долины реки Узени и Чижы (Сазы) с давних времён были башкирскими . Наши деды владели грамотой на право пользования и владения этими землями , записанной на собачьей шкуре. Согласно этой грамоте башкиры заселились деревнями по реке Сазы (Чижы) после подавления крестьянской войны 1773-1775г. Однако мулла ,у которого хранилась грамота , позарившись на повозку с тройкой ,выдал грамоту конным казакам , которые и согнали башкир с насиженных мест .Выселением башкир руководил некий Покровский. .Башкиры были вынуждены покинуть обжитые места . Это было настоящей трагедией .
Для этих мест сравненья не найти.
Нас вынудили с Саз - реки уйти .
В далёкий край от межевых столбов
Нас увели печальные пути .
C земли катай ,кипчак , ,бурзян пришли
И родину здесь предки обрели .
А нынче дети плачут и кричат :
Лишились мы своей родной земли)
Также об этом говорится в исследованиях Р.Г.Кузеева -
http://shejere.narod.ru/qipsaq.htm#_Расселение_кипчаков_в_Башкирии Р.Г.Кузеев .
К сожалению, в книге Асфандиярова написано лишь о том, что деревня выделилась из деревни Тагирово.