Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шила Сухобузимского района Красноярского края принадлежит к числу построек интереснейшего периода в развитии каменного строительства Приенисейского края второй четверти 19 века. Это время было отмечено радикальными изменениями в системе проектирования и строительства зданий самого различного назначения, в том числе православных храмов. Появление в структуре управления новоучрежденной в 1822 году Енисейской губернии должности губернского архитектора окончательно прекратило импровизаторскую творческую деятельность артелей народных зодчих и жестко зарегламентировало процесс создания произведений церковной архитектуры. Выстроенные преимущественно на основе профессиональной документации, ориентированной на высочайше одобренные образцовые проекты, здания церквей в приенисейских уездах обрели иной, отличный от более ранних построек архитектурный облик.
Каменную церковь в деревне Шила было позволено построить указом от 26 сентября 1778 года. Отсутствие достаточных финансовых средств не позволило приходу реализовать строительный замысел ни в конце XVIII века, ни в начале следующего. Судя по сохранившимся старинным планам, застройка деревни Шилинской развивалась на северном берегу речки Шила, давшей название деревне, при впадении в нее ручья, носившего в XIX веке название Кипчуль. Планировочная структура деревни складывалась вдоль дороги — части енисейского тракта. Лишь в декабре 1826 года жители деревни Шилинской на своем сходе повторно приняли решение о строительстве каменной церкви. Для организации строительных работ крестьяне, в соответствии с заведенным порядком, избрали «из своей собратии» церковного строителя – крестьянина деревни Шилинской Аверкия Ивановича Темных, «который поведения честнаго, в штрафах и под судами не бывал». В своем «приговоре» шилинские жители наказывали А.И.Темныху просить у церковного начальства «благоволения атаманам разрешения, дабы оным благоволением построить в означенной Шилинской деревне храм каменный на десяти саженях».
В начале 1827 года Аверкий Иванович Темных обратился к Енисейскому губернскому архитектору Павлу Федоровичу Воцкому с прошением о выдаче «плана и фасада» предполагаемой к возведению церкви. Судя по переписке между енисейским губернатором и иркутскими духовными властями, проектные чертежи каменной церкви были готовы к началу апреля этого же года.
В конце апреля 1827 года енисейский губернатор А.П.Степанов обратился к архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и якутскому Михаилу с просьбой о благословении на строительство церкви в селе Шила. В своем обращении губернатор писал: «Енисейский Губернский Архитектор Воцкий от 7 числа сего апреля донес мне, что церковный строитель, крестьянин Красноярского округа деревни Шила, Аверкий Темных, по данным к нему прошением просил, выдать ему план и фасад на построение в оной деревне вновь предполагаемой каменной однопридельной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Посему, он Главный Архитектор, в сходность такого прошения, составил план и фасад на построение помянутой церкви согласно с высочайше утвержденными на построение церквей чертежами представил ко мне на рассмотрение еще с общественным приговором. Как построение в Сибири церквей согласно последнесостоявшихся о тех правил, должно производиться с дозволения Епархиальных Архиереев по планам гражданским и Губернаторами доверенным; то по сему обстоятельству доводя до сведения Вашего Высокопреосвященство, прошу покорнейше построение церкви в селе Шилинском, если угодно будет Вам изъявить на то свое согласие, благословить произвести по составленному Главным Архитектором Воцким плану фасаду, который я нахожу согласным с Высочайшеутвержденными чертежами и при этом к Вашему Высокопреосвященству общее с приговором препровождаю».
В начале сентября 1829 года жители деревни Шилинской обратились в Иркутск с просьбой о разрешении закладки каменной церкви и выдаче «храмозданной» грамоты». В своем обращении прихожане сообщали о готовнос