На живописных полотнах Ильи Александровича Богатова-ясное представление о жизненной и творческой философии, основанной на традиционных ценностях. Тщательность и мастеровитость письма отсылает зрителя к великим предшественникам художника. Еще до получения диплома о профессиональном образовании, этюды Богатова обращали на себя внимание тщательностью живописной отделки, мастерством, непритязательностью мотива, свежестью видения и живостью, присущей русскому пейзажу настроения. Гармоничность природы и человека, мотивы тишины и покоя, "стихшего ветра" читаются в программных вещах и этюдах в пейзаже, портрете, историческом жанре.
Детство Ильи Богатова пришлось на поздний советский период.С родителями он объехал тогда большую страну и получил яркие, бесценные, разнообразные впечатления. В юности в перестроечное время, обогащая жизненный опыт, перепробовал множество профессий разных квалификаций. В зрелые годы осознанно и ответственно выбрал профессию художника и место жительства -посёлок Лежнево. Последние два обстоятельства: профессиональная ответственность и жизнь в старинном торгово-промысловом селе в центре россии-сформировали ощущение времени и пространства, идеологию и стиль художника.
Как для многих творческих людей российская глубинка стала для него местом постижения нравственные сути народной жизни и источником вдохновения. Лежнево, возникшая в незапамятные времена на бойком перекрестке торговых путей, впервые упоминается в письменных источниках XVI века как богатое государево село. Сохранившееся культовые, промышленные и жилые постройки в стиле провинциального классицизма, органично вписанные в естественную природную среду, делают Лежнево одним из интереснейших мест Ивановской области. Чуткий наблюдатель ощущает там слоистую атмосферу, "набухшую" историческим временем. Устойчивость и порядок корневой жизни, выстраданный народным сознанием ценности уходящих и приходящих поколений вплетены в творческий метод И. Богатова.
В жанре пейзажа в поле зрения художника попадают не только природные виды и архитектурные сооружения, но и редкие для горожан анималистические объекты. Мокрая ранняя весна, набрякшее дождями небо осени, рассеянный свет летнего вечера, каменные и деревянные дома, мостики, лошадки, коровы, куры увлекают зрителя не внешними эффектами, а возможностью глубинного искреннего сопереживания. При непритязательной, тихой скромности лежневская натура отзывается эмоциональным разнообразием не только в пейзаже, но и в портрете. Мудрость старости, достоинства середины жизни, просветление православной верой, непосредственность детства, самоуглубленность отрочества-темы Богатова-портретиста. Неслучайно обращение живописца к историческому жанру, обусловлены на первый взгляд не столько интересом к динамике исторических событий, сколько этнографии, быту XIII и последующих веков. Однако исторический жанр Богатова значительнее любования ярким и рациональным народным костюмом. В каждом полотне на фоне хорошо изученной автором природой, архитектурой, бытовой среды рассказана внятная современному зрителю, личная сердечная история живших на этой земле в прошедшие времена людей. Часто моделью художника не только в портретах, а и в исторических картинах становится жена Ольга, в мужских персонажах проглядывают автопортретные черты: прошедшее время завязывается в тугой узел с современностью.
В последние несколько лет сюжеты художника из Лежнева обогатились крымскими пейзажами, в которых появились индивидуальные приметы. Но и в ландшафтах юга основное внимание мастера принадлежит постоянству природы: море и горы, высокое небо и бескрайний простор, яркий свет и пышное цветение, а на их фоне- следы античности.
Избегая сиюминутности бросских и поверхностных приемов, художник продолжает развиваться в традиционном для русского искусства гуманистическом направлении. Чем и привлекает.
Е. А. Толстопятова