Завод начинали строить в начале XX века по проекту московских архитекторов – как Главные железнодорожные мастерские по ремонту паровозов Московско-Архангельской железной дороги (с 1907 года – Северной). Под Главные мастерские была отведена обширная территория (25 гектаров), удобно расположенная рядом с Московским вокзалом и железной дорогой на Кострому. Проект был рассчитан на долговременную перспективу, на дальнейшее увеличение мощности и объемов производства.
Формирование и оснащение мастерских самым современным по тому времени оборудованием известных западных и российских фирм осуществлялось, начиная с 1905 года, под руководством инженера Ивана Васильевича Горланова, первого начальника Ярославских мастерских. 20 мая 1912 года состоялось официальное открытие нового предприятия, а первый паровоз вышел из ремонта15 октября 1912 года. Коллектив мастерских поддержал победу Октябрьской революции в 1917-ом, принимал участие в подавлении белогвардейского мятежа в грозном 1918-ом.
За истекшее столетие предприятие дважды меняло название: в 1929 году мастерские реорганизованы в Ярославский паровозоремонтный завод, а с 1970 года, после выхода из ремонта первого электровоза, завод стал называться электровозоремонтным (ЯЭРЗ).
В 1981 году ЯЭРЗ удостоен имени легендарного министра путей сообщения Бориса Павловича Бещева, уроженца Ярославской земли.
Завод вошел в двадцать первое столетие, завершив кардинальную реконструкцию производства и увеличив мощности в два с половиной раза.
В 1929 году завод реорганизован в Ярославский паровозоремонтный. В 1941-1945 годах завод выпускает и ремонтирует бронепоезда, другую военную продукцию.
В 1970 году из ремонта выпущен первый электровоз, наращивается выпуск запасных частей для железных дорог. Завод стал называться электровозоремонтным…
В 1981 году Постановлением Совета Министров РСФСР заводу присвоено имя Бориса Павловича Бещева.
В 1985 году начинается оснащение оборудованием новых корпусов, активное развитие электромашинного производства.
Проведя в последние годы реконструкцию производства, увеличив свои производственные мощности в 2,5 раза, завод стал базовым предприятием по ремонту пассажирских электровозов серии ЧС.
Литейное производство
Литейный цех в Ярославских главных мастерских был построен одним из первых, в 1905 году. И сегодня ни на одном заводе железнодорожного ведомства РФ нет такой широкой номенклатуры изделий по цветному и черному литью, как на ЯЭРЗ. Завод выпускает чугунные тормозные колодки трех видов для всей сети железных дорог России.
Электроаппаратное производство
Сохраняя основной производственный профиль – восстановление локомотивов, ЯЭРЗ с 70-х годов прошлого столетия является главным поставщиком электрической аппаратуры для ремонтных заводов и локомотивных депо всех железных дорог страны.
Номенклатура выпускаемой электрической аппаратуры составляет около полутора тысяч наименований. Это пневматические контакторы типа ПК для электровозов всех серий и тепловозов; электромагнитные контакторы типа МК, КПМ, КПВ и др.; сопротивления различных типов, выключатели, разъединители и многое другое.
Для изготовления всей номенклатуры в аппаратном производстве имелось более 3500 единиц штампов, около 1500 единиц кондукторов и приспособлений, около 250 единиц пресс-форм литья под давлением цветных металлов, около 160 пресс-форм для пластмассовых изделий.
С 2004 года инженерными службами ЯЭРЗ осуществляется самостоятельная переработка и разработка конструкторской и технологической документации для современных электровозов и тепловозов.
Для расширения электроаппаратного производства в 2006 году на заводе построен и сдан в эксплуатацию новый корпус электроаппаратного цеха, в котором размещены сборочные участки, склад комплектующих изделий, участок упаковки и испытательная станция электрической аппаратуры.
Машиностроительное производство на ЯЭРЗ
С конца 60-х го