Программа демократического конфедерализм была принята Рабочей партией Курдистана в 2005 году, вместо модели национального государства, государственного социализма, под влиянием социальной экологии, либертарианского муниципализма , истории Ближнего Востока, национализма и общей теории государства. Оджалан представляет концепцию как политическое решение курдских националистических устремлений, а также других фундаментальных проблем в странах региона, глубоко укоренившихся в классовом обществе, и как путь к свободе и демократизации для людей во всем мире, отвергая как авторитаризм и бюрократизм государственного социализма, так и хищничество капитализма которое Оджалан считает наиболее ответственным за экономическое неравенство, сексизм и разрушение окружающей среды. В мире демократический конфедерализм защищает «тип организации или управления, который можно назвать «негосударственное политическое управление или демократия без гражданства», которая обеспечила бы основу для автономной организации «каждого сообщества, конфессиональной группы, гендерного коллектива и/или этнического меньшинства среди прочего». Это модель партиципаторной демократии, построенная на самоуправлении местных сообществ и организации открытых советов, городских советов , местных парламентов и более крупные конгрессы, где граждане выступают в качестве агентов самоуправления, позволяя отдельным лицам и сообществам оказывать реальное влияние на их общую среду и деятельность. Вдохновленный борьбой женщин в РПК, демократический конфедерализм ставит феминизм в качестве одной из центральных опор. Рассматривая патриархат как «идеологический продукт национального государства и власти», не менее опасный, чем капитализм, Оджалан защищает новое видение общества с целью демонтажа институциональных и психологических отношений власти, установленных в настоящее время в капиталистических обществах, и обеспечить, чтобы женщины играли жизненно важную и равную роль с мужчинами на всех уровнях организации и принятия решений. Другими ключевыми принципами демократического конфедерализма являются энвайронментализм, мультикультурализм (религиозный, политический, этнический и культурный), индивидуальные свободы (например, выражения , выбор и информация ), самозащита и экономика совместного использования, где контроль над экономическими ресурсами принадлежит не государству, а обществу. Хотя изначально он теоретизировался как новая социальная и идеологическая основа курдского освободительного движения, демократический конфедерализм теперь преподносится как антинационалистическая, полиэтническая и интернационалистическая.