Энду́ро — дисциплина мотоспорта и велоспорта и класс мотоцикла, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями, в зависимости от сложности соревнований.
Таким образом, внешний вид мотоциклов для эндуро по сравнению с дорожными приобрёл следующие характеристики:
Большое переднее колесо (обычно диаметром 21 дюйм) и широкий руль — позволяют легче контролировать мотоцикл на неровных поверхностях.
Спицованные колёса — ремонтопригодны, могут выдерживать значительные деформации при сильных ударах, которые неизбежны в гонке, а также весят меньше литых.
Высокое крепление переднего грязевого щитка — не позволяет грязи забивать пространство между собой и колесом.
Развитые грунтозацепы протектора шин — позволяют передвигаться вне дорог общего пользования.
Цепная передача — обладает хорошей амортизационной способностью, упрощает смену передаточного отношения путём замены одной из звёздочек, кроме того, цепь мало весит.
В отличие от кроссовых, мотоциклы для эндуро, как и дорожные, имеют комплект светотехники, зеркал, средства навигации и государственные регистрационные знаки (то есть имеют ПТС и подлежат регистрации в ГИБДД), что обусловлено тем, что соревнования эндуро проходят в том числе и по дорогам общего пользования.
Следует также отличать мотоциклы для эндуро от мотоциклов двойного назначения, выпускающихся в стилистике эндуро. Если первые по техническим характеристикам предназначены для соревнований, то вторые — это гражданская техника, рассчитанная на утилитарное, а не спортивное использование.
Современные мотоциклы для эндуро характеризуются следующим:
Малая масса двигателя, низкий уровень шума, сравнительно небольшие вибрации, наряду с надёжностью и тяговой характеристикой. Наилучшая тяга — на низких и средних оборотах. При этом скоростная характеристика на тех же низких и средних оборотах может теряться.
Конструкция мотоцикла рассчитана на падения, поэтому повредить что либо, кроме зеркал и рычагов, достаточно сложно.
Шины используются только камерные, только они пригодны для спицованных колёс.
Рамы обычно стальные, далёкие от идеальной жёсткости.
Подвеска не рассчитана на экстремальные прыжки, как в мотокроссе, её задача — давать возможность быстро и безопасно передвигаться по любым неровностям.
Классический двигатель эндуро имеет воздушно-масляное охлаждение и так называемый «сухой картер». В нём масло не скапливается в поддоне, а откачивается в масляный бак насосом, другой насос подаёт моторное масло в систему смазки. Такая конструкция позволяет мотору работать не испытывая «масляного голодания», даже когда мотоцикл опрокидывается на бок.
Однако, и эти характеристики носят лишь общий описательный характер.
Как мотоциклетная дисциплина, эндуро регламентируется специальными техническими требованиями к мотоциклам. В эти требования (в зависимости от статуса соревнования — от международного до любительского) может быть включено:
минимальная масса спортивного мотоцикла в зависимости от его класса;
запрет на использование титановых деталей;
рабочий объём двигателя в зависимости от его класса;
нагрузка на мотоцикл в соответствии с минимальной массой;
учёт допустимого уровня шума;
ограничения по наименьшей и наибольшей ширине руля;
определённая конструкция и длина рычагов управления;
определённые хода подвесок мотоцикла;
определённая высота подножек;
независимые друг от друга тормоза;
грязевые щитки, закрывающие колесо под определённым углом;
определённый размер шин, профиль шин;
определённое установление и количество номерных табличек, их размеры и цвет, размеры и цвет нанесённых на них цифр;
перечень возможных изменений, вносимых в конструкцию дорожных мотоциклов, допускаемых к соревнованиям.
В чем разница между кросс и эндуро?
Эндуро не прыгают так высоко, как кроссы, но умеют поглощать неровности мес