В июне 2024 года из Архангельска стартовала экспедиция Мангазейский морской ход — проекты Плавучий лекторий и Музей на палубе.
Команда мореходов, исследователей, учёных и художников Товарищества поморского судостроения отправилась на шитом вицей деревянном карбасе в «златокипящую Мангазею» – пушную столицу Сибири XVII века. Под парусами и на вёслах участники похода пройдут 3 тысячи километров дорогой средневековых первопроходцев: через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок – одним из самых опасных и трудных путей, ведущих с Севера на Восток.
Традиционный, построенный без гвоздей поморский карбас «Матера», на котором путешественники отправились в путь, стал одновременно плавучим лекторием и музеем. В ходе длинного и сложного похода участники останавливаются в деревнях и сёлах, стоящих по берегам на пути их маршрута, устраивают встречи с местными жителями, рассказывают о поморах-первопроходцах, истории Севера и освоении Сибири, технологиях традиционного деревянного судостроения и мореходстве от средних веков и до наших времён.
По завершении похода осенью 2024 года в Москве откроется выставка «Технология открытий». На ней будут представлены экспедиционный карбас, фотографии, фильм, собранные в ходе экспедиции материалы.
Мангазейский морской ход и проекты Плавучий лекторий и Музей на палубе откроют широкому кругу зрителей уникальную страницу истории нашей Родины, покажут красоту Русского Севера и расскажут о том, каким образом поморы-первопроходцы в рекордные сроки открыли и освоили огромные пространства Сибири и Дальнего Востока.
ДЛЯ СПРАВКИ: в XVII веке Мангазея – первый русский город за Полярным кругом, в Западной Сибири; опорный пункт оживлённой магистрали, по которой шла торговля пушниной. Основанный в 1601 году, город поражал своим богатством воображение средневековых путешественников, однако его процветание продлилось всего семьдесят семь лет. Вследствие конъюнктурных изменений и сильных пожаров город был оставлен и забыт – надолго, но не навсегда.
Торговый путь, проложенный жителями Русского Севера до Сибири — от Северной Двины до Тазовской губы и далее по реке Таз до города Мангазея, получил название «Мангазейский морской ход» и остался одной из важнейших страниц в истории страны. Открытая первопроходцами дорога послужила колоссальному расширению и экономическому развитию Русского царства, а смелость и отвага поморов-путешественников, идущих «встречь солнцу» морями, реками, озёрами и сухопутными волоками потрясала и вдохновляла многих путешественников вплоть до настоящих дней.
АНО «Товарищество поморского судостроения» занимается деятельностью по сохранению культуры традиционного судостроения и мореплавания Русского Севера. Начиная с 2020 года на верфи Товарищества в Архангельске построено более десяти традиционных поморских судов. На этих лодках с парусом и Севером ежегодно знакомятся десятки человек со всей России.
Проект "Мангазейский морской ход" реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Политехнического музея, Музея Москвы, Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, Министерства культуры Архангельской области.
Проект «Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина».