Древнейшими текстами Санатана Дхармы являются самхиты Вед. Таких самхит существует четыре: самхита Ригведы, самхита Яджурведы, самхита Самаведы и самхита Атхарваведы. Самхиты Вед представляют собой сборники мантр обращенных к Девам (богам).
Проявление ведийских мантр в мире людей, представляет собой сложную мистерию взаимодействия Риши (поэтов-провидцев, открывателей ведических мантр) и Вач (Священной Речи), в результате которого Священная Речь овладевает поэтом-риши и посредством его проявляется.
«Я ведь сама глаголю то,
Что радует богов и людей.
Кого возлюблю, того делаю могучим,
Того - брахманом, того - риши, того - мудрым».
- Ригведа (X.125.5)
Таким образом, с одной стороны, Веды считаются вечными и не сотворенными людьми (апаурушея), с другой же имеют конкретных авторов-риши, посредством которых вечное и нетварное слово Вед проявляется в мире. Авторство всех гимнов Вед отражено в анукрамани - традиционных индексах ведийских гимнов.
Брахманы представляют собой последующие части Вед, объясняющие ведийские ритуалы. Араньяки, в свою очередь, описывают секретные и опасные ритуалы, проводимые вдали от людей. Слово «араньяка» означает «лесной», как говорится в Тайтриттия-араньяке: «откуда невозможно увидеть крыши жилых поселений».
Упанишады являют собой завершающий раздел Вед, поэтому их называют «веданта» - буквально «конец Вед». Веданта, это наиболее эзотерический раздел Вед, тайна, к которой не должен быть допущен недостойный.
«Поистине, отец может передать учение о Брахмане старшему сыну или достойному ученику
И никому другому, пусть даже тот дает ему всю эту землю, опоясанную водами и полную богатства. Ибо это учение дороже ее, это учение дороже ее».
- Чхандогья-упанишада (3.11.5-6)
Также как и ведийские мантры, учение Упанишад считается вечным и не сотворенным, хотя, разумеется, существует вполне конкретное время его фиксации, как известных нам текстов. В соответствии с утверждением самих же Упанишад, это учение передавалось по непрерывной цепи учителей от Парабрахмана в устной форме, и лишь затем знатоки Брахмана зафиксировали его в виде конкретных текстов.
Наконец Итихасы и Пураны считаются дополнениями к Ведам, созданными древними мудрецами. Итихасы, по традиционным представлениям, являют собой описания подлинных исторических событий, тогда как в Пуранах реальные истории перемежаются с аллегориями и метафорами призванными научать людей смыслу шрути (Вед).