Кыргызчылык – одно из ключевых понятий, когда дело касается паломничества на святые места и других традиционных практик. На русский язык перевести это слово можно как кыргызство.
В самом широком смысле кыргызчылык – это все то, что, так или иначе связано с традиционной идентификацией кыргызов: строгий патриархат, но и отсутствие ношения паранджи кыргызками; гостеприимство, но и кровная месть; крепкие кровно-родственные отношения, но и открытость миру.
Изначальная многозначность слова указывает на потенциально безграничный разброс его значений в зависимости от того, кем, когда, в каком контексте и с какой целью оно употребляется. В недалеком прошлом многозначность слова позволяла использовать кыргызчылык как негативный ярлык, синоним отсталости и невежества кыргызов.
Постепенно, после обретения Кыргызстаном независимости, место понятия в семантических картах изменилось кардинально и наиболее тесно ассоциируется с философией теъирчилик и такими понятиями, как «специфическая система мировосприятия», «система идей и ценностей, присущих кыргызскому народу». Определение этого феномена, данное в книге Мамырасула Тажиева и Ибрагим кызы Зульфии, можно привести как типичное для многих современников: "кыргызчылык – кылым карыткан каада-салттуу, урп-адаттуу, ырым-жырымдуу, туболуктуу, учу-ченемсиз, чексиз эркин онуккон касиет" ("кыргызчылык – это древняя, традиционная, неписанная, ритуальная, вечная, бесконечная и безграничная таинственная способность").
("Святые места Иссык-Куля: паломничество, дар, мастерство" – Бишкек, 2009.)