Всевышний Аллах сказал:
"...Спроси [, Мухаммада,]: "Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?"..."[2]
Также Он сказал:
"Тот ли достойнее, кто ведет к истине, чтобы [другие] следовали за ним, или же тот, кто сам не идет верным путем, если только его не поведут? Что это с вами? Как же вы рассуждаете?"[3]
В истории зафиксировано множество фактов, свидетельствующих о том, что Али был наиболее знающим среди всех сподвижников, они часто консультировались с ним по весьма важным вопросам, и нам не известен ни один случай, когда бы Али отказался дать свой совет. Абу Бакр сказал: «Да избавит меня Аллах от такого затруднения, которое Абу-Хасан не сможет разрешить». А Умар сказал: «Если бы не Али, Умар бы погиб»[4].
Ибн Аббас сказал: «Мои знания и знания сподвижников Мухаммада (Да благословит Аллах его и род его!) не больше капли в семи морях по сравнению со знаниями Али».
А вот что Али говорит сам о себе: «Спрашивайте, пока вы не потеряли меня. Клянусь Аллахом, если вы спросите меня о любом событии, которое может произойти до дня Суда, я расскажу вам об этом. Спрашивайте меня о Книге Аллаха, ведь, клянусь Аллахом, нет такого аята, о котором бы я не знал, был ли он ниспослан ночью или днем, на равнине или в горах»[5].
Абу Бакра однажды спросили о слове «абб» (пастбище), которое употребил Всевышний Аллах:
«...плоды и пастбища на пользу вам и вашей скотине». [6]
Абу Бакр ответил: «Какое небо даст мне тень, и какая земля будет носить меня, если я скажу что-нибудь, чего не знаю о Книге Аллаха». А вот слова Умара: «Любой человек более знающ, чем я, даже женщины». Однажды его спросили о смысле одного коранического аята, и в ответ он наказал спрашивающего, избив его до крови, а затем сказал: «Никогда не спрашивай о том, что может причинить тебе вред»[7].
Его также спрашивали о значении слова "калялят", но он не знал ответа.
В своих комментариях Табари отмечает, что однажды Умар сказал следующее: «Для меня знание о каляляте более ценно, чем владение таким дворцом, как дворец в Сирии».
В одной из своих книг Ибн Маджа приводит такое высказывание Умара: «Есть три вещи, которые я полюбил бы больше всего на свете, если бы Посланник Аллаха разъяснил их значение. Это калялят, ростовщичество и халифат». Разве допустил бы Аллах, чтобы Посланник Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!) умолчал о таких предметах! Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: «О Али! Ты занимаешь по отношению ко мне такое же положение, как Харун по отношению к Мусе, с той только разницей, что после меня не будет пророков»[8].
Каждому разумному человеку этот хадис указывает на особый статус предводителя верующих. Из него следует, что Али - это человек, который вправе называться сторонником, опекуном, а также преемником Посланника Аллаха, как Харун был сторонником, опекуном и преемником Мусы, когда тот уходил беседовать со своим Богом. Позиция Али по отношению к Пророку абсолютно идентична позиции Харуна по отношению к Мусе за исключением вопроса о пророчестве, о завершенности которого говорится в этом хадисе.
Более того, в хадисах мы обнаруживаем что Имам Али назывался наилучшим сподвижником, который шел вторым после Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и род его!).
Пророк (Да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Али - господин для всех тех, для кого я - господин. О Аллах! Люби того, кто любит его, и возненавидь того, кто ненавидит его, помоги тому, кто помогает ему, и оставь того, кто оста