Если вы хотите просто посмотреть на тихую русскую провинцию, то в Касимов ехать, пожалуй, не стоит. Это город неожиданно сильных и ярких впечатлений, он не подходит для расслабленного созерцания. Купеческие особняки, вид на большую реку и лесные дали, церкви с монастырями в нем тоже есть. Но в какой идиллической провинции, поднимаясь из оврага по тихой деревянной улочке, словно сошедшей с картин Кустодиева, можно наткнуться на средневековый минарет из сказок «Тысячи и одной ночи» и пятисотлетний мусульманский мавзолей? Где еще можно увидеть тот самый пейзаж, на который когда-то глядел потомок Чингис-хана?
В Касимове легко почувствовать, как в огромной России все соединено и перемешано, как условны границы «просто русского». Соседняя с Московской область — а уже татары, мордва и мещеряки. Все наше, но неуловимо другое. Сохранившийся исторический ландшафт, рассеченные глубокими оврагами крутые склоны окских берегов, лесистая равнина за рекою делают пространство еще более многомерным, а счастливо избежавшая серьезных разрушений старинная архитектура богатого городка выгодно это подчеркивает.
Когда-то Петр I приказал разобрать старую каменную мечеть, оставив лишь минарет, но Екатерина II позволила касимовцам построить ее вновь. От многочисленных мавзолеев и древних мусульманских надгробий до наших дней дошло всего два каменных здания XVI и XVII веков. Зато ученые собрали в касимовской округе коллекцию древних восточных рукописей, среди которых даже несколько манускриптов XIV века. Историю ханов Касимова, восходящую к властелинам Золотой Орды, описывает созданный здесь же в 1602 году сборник древних татарских летописей.
Касимов всегда был важным торговым центром на Оке, а развитие Нижегородской ярмарки лишь добавило ему плюсов. Конец XVIII и XIX век — эпоха касимовских купцов. Татары-мусульмане и крещеные татары, православные никониане и старообрядцы — все находили общий язык на деловой почве, а город рос и хорошел. Ранний классицизм и поздний ампир особняков, прекрасная колоннада торговых рядов, построенных местным архитектором и историком-самоучкой Иваном Гагиным, Рязанский спуск и Петровская застава, церкви и монастыри — в XIX веке Касимов приобрел практически современный вид. Настало время пароходов, а касимовские торговцы всегда шли в ногу со временем. Сегодня туристам рассказывают о знаменитых купцах-пароходчиках у стен принадлежавших им когда-то особняков — обязательная часть экскурсии по городу.
Желания идти в ногу со временем Касимов не утратил. При этом его не нужно воображать и додумывать — со всеми своими легендами он есть сегодня, жизнь в нем кипит, он не тень минувшего. По главной улочке между купеческими домами спешат по делам горожане, а в базарный день (это непременно надо увидеть) весь центр превращается в огромный торг. Краски, запахи, экспрессия сказочные — но продаются исключительно полезные в хозяйстве вещи. Практичные касимовцы ничего не выдумывают специально для туристов, они просто живут. Хотя, к примеру, такого Музея самоваров, какой недавно здесь создали для души и на радость окружающим, нигде больше не найти. Качество коллекции и уровень экскурсий — не хуже, чем в Лондоне.
Впрочем, с Лондоном или, ближе, с Одессой Касимов вполне может встать в один ряд: та же бурная торговая активность, та же бытовая и религиозная «мультикультурность», какие роднят все порты на свете. Даже если в них живут потомки сугубо сухопутного Чингис-хана.
МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Что привезти из Касимова
Где живут татары, там издавна умеют работать с мехом и кожей. Обратите внимание на касимовские дубленки и прочие меховые и шерстяные изделия — вплоть до валенок. Замечательны также тюбетейки и расшитые бисером аксессуары. Возможно, кому-то из ваших друзей и близких пригодится продукция здешней сетевязальной фабрики, а если рыбаков нет — свежий шоколад кондитерской фабрики «Верность качеству» точно найдет себе применение.