Ахту́бинск — город в Астраханской области России, административный центр Ахтубинского района. Образован в 1959 года путем объединения слободы Владимировка, поселков Петропавловка и Ахтуба.
Расположен в северной части области на левых берегах рукавов Волги: А́хтубы, Владимировки и Калмынки, в 292 км к северу от Астрахани.
Градообразующим учреждением является Государственный летно-испытательный центр им. В. П. Чкалова. Администрацией городского поселения и ГЛИЦ ведутся активные действия по присвоению городу статуса наукограда .
В «Исторической записке» об Астраханской области, изданной в 1903, упоминается, что уже в 1793 существовала церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери, именно отсюда идет название слобода Владимировка.
Жители Владимировки занимались выращиванием хлеба и скотоводством. Переселенцы, приписанные к соляному делу, становились крепостными, и с них брался оброк зерном и солью, который надо было ещё перевезти в означенное место. На пристани Мана (территория консервного завода) были построены соляные склады, куда доставлялась соль с озера Баскунчак. Во время весеннего половодья к пристани по реке Ахтубе подходили речные суда, загружались солью и по протокам выходили на Волгу. Далее суда двигались вниз по Волге в Астрахань, на рыбные промыслы, или вверх на Царицын, Саратов и далее.
К 1819 году была воздвигнута вторая церковь — Михаила Архангела. На территории района к тому времени действовало 2 кирпичных завода, одиннадцать кузен, 4 питейных заведения, несколько дюжин ветряных мельниц, было открыто мужское училище. Население слободы составляло около 7000 человек.
К 1862 году в слободе насчитывалось 5 училищ, в том числе казахское, в них обучалось 180 детей обоего пола.
История Петропавловки берет своё начало в 1867 году, когда в 3 километрах юго-западнее слободы Владимировка на левом берегу Волги, в затоне, куда впадает река Ахтуба, была заложена пристань Владимировка для погрузки соли на речные суда. Уже в XIX веке в селе Петропавловка существовала церковь во имя Петра и Павла, откуда собственно и произошло название.
В 1882 году вступила в строй железная дорога, соединившая озеро Баскунчак с соляными складами пристани Мамай. Введена в эксплуатацию железнодорожная станция Ахтуба с депо для профилактического ремонта паровозов и вагонов. В 1910 в Петропавловке акционерным обществом «Океан» организован судоремонтный пункт, со временем выросший в судоремонтный завод (в марте 1966 завод был переименован из Владимировского в Ахтубинский). В 1912 закончено строительство железнодорожного моста через реку Ахтубу.
Купеческие склады по ул. Фрунзе
В 1920—1930 годы в связи с развитием новых отраслей сельского хозяйства развиваются перерабатывающие отрасли промышленности в слободе Владимировка: консервный завод, маслозавод, мясокомбинат. Построена сеть клубов, школ, мастерских.
Ахтубинск неоднократно посещали руководители государства. Например, 2 сентября 1958 года на полигон в Ахтубинск прибыл Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев. Ему было показано поражение в воздухе самолета-мишени Ил-28 ракетами РС-2-У с самолёта МиГ-19ПМ (летчик-испытатель института М. И. Бобровицкий)[5].
Интенсивное развитие получил районный центр в 1959 году, в связи с присвоением статуса города и наименования «Ахтубинск». Происходило дальнейшее развитие солепромысла, судоремонтно-строительного завода и железнодорожного транспорта, развернуто активное строительство жилищного фонда, социально-бытовых и медицинских учреждений.
Очередной импульс развития город получил после размещения в 1960 году на прилегающей к городу территории НИИ имени Чкалова (впоследствии ГЛИЦ), крупного авиационно-испытательного комплекса.