Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономике Республики Татарстан и является эффективным инструментом в реализации стратегии социально-экономического развития нашей республики и поэтапной интеграции Татарстана в мировую экономику.
Правительством республики проводится последовательная работа по созданию условий, способствующих развитию внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Сегодня можно говорить о наличии широкого диапазона международных связей Татарстана, охвате ими самых разнообразных областей общественной и экономической жизни республики. Без этих связей теперь уже трудно представить экономическую и культурную жизнь Татарстана. Существенно возрос их объем, расширилась география, обогатилось содержание.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Цель внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан состоит в том, чтобы путем развития всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и поэтапной интеграции в мировое экономическое сообщество содействовать становлению в республике социально-ориентированной рыночной экономики и повышению на этой основе уровня жизни населения республики.
Указанная цель определяет основные задачи внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан.
- продвижение продукции республиканских предприятий на внешние рынки регионов России и зарубежных государств, расширение географии вывоза;
- увеличение объемов иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан, рост доли прямых инвестиций;
- развитие экспортного потенциала республики и улучшение структуры экспорта, увеличение доли экспорта продукции несырьевых отраслей, расширение номенклатуры экспорта за счет наукоемких, технологических товаров, увеличение объемов и перечня экспортируемых услуг, передовых технологий;
- обеспечение экономической самодостаточности.
ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Значение внешней торговли для Республики Татарстан весьма велико: поступления от внешнеторговой деятельности составляют существенную часть налоговых доходов республиканского бюджета. В последние годы наблюдается стабильное увеличение внешнеторгового оборота республики.
Так по итогам 2005 г. внешнеторговый оборот Республики Татарстан составил 10, 04 млрд. долл. США и возрос по сравнению с 2004 г. на 55, 6%.
В 2006 году сохранилась тенденция к росту внешнеторгового оборота Республики Татарстан (ВТО РТ), отмечаемая с 1999г., в результате чего ВТО РТ в 2006г. составил
12, 3 млрд. долл. США, увеличившись на 22, 3% или на 2, 24 млрд. долл. США относительно 2005г.
Рост оборота внешней торговли Татарстана обусловлен как увеличением республиканского экспорта на 20, 4% или 1, 9 млрд. долл. США, так и ростом импортных поставок на 46, 0% или 327 млн. долл. США.
ВТО РТ со странами дальнего зарубежья вырос на 18, 5% и составил 8, 9 млрд. долл. США (в 2005г. – 7, 5 млрд. долл. США) за счет увеличения экспорта на 14, 7% и импорта на 78, 4%; со странами СНГ – на 32, 9%, 3, 5 млрд. долл. США (в 2005г. – 2, 6 млрд. долл. США) за счет роста экспорта на 37, 7%, импорт снизился на 9, 7%.
Для справки: по объему внешнеторгового оборота Республика Татарстан занимает 4 место среди регионов Российской Федерации, пропустив вперед г. Москву, Тюменскую область и г. Санкт - Петербург и 1 место в Приволжском федеральном округе, на душу населения – 9 и 1 место соответственно.
В 2006г. сальдо внешнеторгового баланса Республики Татарстан сложилось в размере 10, 3 млрд. долл. США, увеличившись на 18, 3% или на 1, 6 млрд. долл. США относительно 2005г.
Сальдо ВТБ РТ со странами дальнего зарубежья составило 7, 3 млрд. долл. США и выросло на 10, 3% или 680, 9 млн. долл. США (в 2005г. - 6, 58 млн. долл. США);
со странами СНГ – 3, 0 млрд. долл. США, рост на 43, 6% или 908, 7 млн. долл. США (в 2005г. – 2, 1 млрд. долл. США).
Последние 7 лет удельный вес экспорта во внешнеторговом обороте Республики Татарстан составляет 90±3% (в 2006г. – 91, 6%), импорта - 10±3% (в 2006г. – 8, 4%)
В географической структуре внешней торговли приоритет, по-прежнему, принадлежит странам дальнего зарубежья. Однако последние годы удельный вес стран СНГ растет, в результате чего он в 2006г. превысил ¼ ВТО РТ (в 1999-2001г.г. – около 1/10 ВТО РТ).
На долю стран вне СНГ во внешнеторговом обороте пришлось 71, 9% против 74, 2% в 2005г. Их доля в объеме экспорта снизилась на 3, 6 процентных пункта, составив 71, 4%, и значительно возросла в объеме импорта (на 14, 0%, достигнув 77, 3%).
В 2006г. свыше ½ внешнеторгового оборота Республики Татарстан формировалось за счет торговли республики с Украиной, Нидерландами, Венгрией и Турцией.
Лидерами по темпам роста торговли с Республикой Татарстан в 2006г. являются:
Венгрия - в 4, 1 раза - 1, 44 млрд. долл. США (удельный вес в республиканском внешнеторговом обороте - 11, 7 %)
Швейцария - в 4, 7 раза - 509, 6 млн. долл. США (4, 1 %)
Словакия - в 2, 8раза - 286, 1 млн. долл. США (2, 3 %)
Чехия - в 1, 8 раза - 363, 9 млн. долл. США (3, 0 %)
Внеш
Интересы
Интересы Татарстана - это интересы его предприятий
Выпуск: за 14 2003 года
Рубрика: Бизнес
Автор: Галина КИРИЛЛОВИЧ, “ВиД”
О том, насколько успешно Татарстан продвигает продукцию своих предприятий за рубеж, каковы перспективы республики в этом плане, корреспондент “ВиД” беседует с министром торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафизом САЛИХОВЫМ.
- Хафиз Миргазямович, насколько серьезно могут пострадать интересы Татарстана как республики, экспортирующей сырье, в связи с последствиями военной операции в Ираке?
- Выстраивать прямую зависимость между повышением мировых цен на нефть и увеличением поступлений в республиканский бюджет не совсем верно. Налоговая нагрузка у нас построена таким образом, что доходы республиканского бюджета больше зависят от внутренней цены на нефть. Поясню подробнее: есть определенная оптимальная цена, $20-22 за баррель, при которой налоговые поступления в республиканский бюджет достигают максимума. Если же рост цен на внешнем рынке будет продолжаться, на приток средств в бюджет это уже не повлияет. Однако сложившаяся ситуация еще раз наглядно подтвердила: нужно сделать все, чтобы соотношение сырья и продукции высокого передела в общем объеме экспорта изменилось в пользу последней. И наше министерство ведет работу в этом направлении. Пока же в структуре татарстанского экспорта более 60% - сырая нефть, около 12% - нефтехимия, около 14% - продукция машиностроения.
В чем причина сложившейся структуры экспорта? Во-первых, сырьевая направленность татарстанского экспорта обусловлена структурой промышленности республики, в которой удельный вес нефтегазохимического комплекса превышает 50%. Во-вторых, и это основная сложность, российские товары высокого передела вообще и татарстанские в частности еще недостаточно конкурентоспособны. Простой пример: в 2002 году общероссийский экспорт на 57% формировался за счет энергоносителей и на 15% - за счет металлургической продукции. Машины и оборудование составили менее 8, а химическая продукция - менее 6%. Кроме того, нужно иметь в виду, что проблемы со сбытом могут возникнуть и у производителей качественного товара. За рубежом уже давно усвоили, что компания, которая желает успешно реализовать товар, всю стратегию своей работы должна строить на удовлетворении интересов потенциальных клиентов. Я уж не говорю о наличии развитых систем продаж и обслуживания, полнокровного рекламного бюджета. Пока для многих наших производителей эти понятные их иностранным конкурентам законы рынка будут оставаться китайской грамотой, рассчитывать на успех бессмысленно.
- Однако наши товары значительно дешевле...
- Предприятия, которые рассчитывают завоевать мировой рынок только более низкой, чем у других компаний, ценой, совершают роковую ошибку. Нужно четко понимать, что, к примеру, для автомобиля как продукции с высокой добавленной стоимостью главное не только его цена, но и его качество. Никто не бросится покупать “Оку” только потому, что она стоит $2 тысячи, а цена близкой по классу малолитражки именитых зарубежных производителей - в несколько раз больше. Потребитель и при равной цене всегда выберет лучшее качество и не будет покупать “нераскрученную” продукцию равного качества по более низкой цене. То есть в идеале товар должен обладать двумя основными признаками: быть качественным и быть “брендом”. Любую продукцию покупают так, как ее продают.
- Во всем мире государства оказывают своим товаропроизводителям определенную помощь. Как с этим обстоят дела у нас?
- На состоявшемся в Москве Международном “круглом столе” по проблемам поддержки промышленного экспорта, в котором я участвовал, много говорилось о том, что система государственного регулирования внешней торговли в России еще во многом осталась “советской” и приводит лишь к дестимулированию экспорта. Выход из этой ситуации предложил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, предложивший сделать перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы через границы как можно менее затратным. А для этого необходимо изменить три вида госрегулирования: валютное, налоговое и таможенное. В самом деле, о какой конкурентоспособности может идти речь, если вспомнить хотя бы то, какие у нас ставки по экспортным кредитам и какие установлены короткие сроки возврата валютной выручки. Помимо этого, отсутствует дифференциация налогообложения сырьевых и обрабатывающих отраслей. Даже взимается НДС с аванса от экспортной сделки. Конечно, большая часть этих проблем обусловлена федеральным законодательством и может решиться только на уровне Москвы, но и мы в состоянии кое-что сделать. В частности, вполне реально создать в республике структуру по страхованию экспортных кредитов, активнее поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность наших предприятий, особенно малых.
- Просчитывалось ли, какие перемены возможны в экономике Татарстана, когда Россия вступит в ВТО?
- Региональный аспект вступления в ВТО, к со?6?